Кобяково городище - огромный холм на берегу Дона недалеко от Ростова. По словам ученых это один из интереснейших археологических памятников юга России. Здесь обнаружено сразу несколько поселений разных народов и эпох. Здесь жили сарматы, половцы, татары и русские.
Самое ранее из поселений датируется IV веком до нашей эры. Несмотря на то, что культурные слои здесь, изучены достаточно подробно, исследователи считают Кобяково городище еще и одной из самых загадочных точек на археологической карте России. Ведь с ним связано множество легенд, народных поверий, а так же фактов не поддающихся объяснению.
Еще одна загадка - это странные археологические находки, которые сделаны исследователями практически во всех слоях городища, начиная с самых древних. На разных предметах встречается повторяющееся изображение загадочного зверя, то ли волка с большими клыками, то ли кабана - секача. Что это, персонаж какого древнего мифа или божество, исследователи сказать не могут, установлено лишь, что "зверь" встречается лишь на предметах обнаруженных только на Кобяковом городище и больше нигде в России и в мире.
Множество преданий о кладах связано с Кобяковым городищем.Так, одна легенда повествует о сечевой казне запорожских казаков, припрятанной где-то в районе Кобякова городища.
Как известно, в 1775 году Екатерина II прекратила существование Запорожской Сечи. Вольница была обречена давно и казаки, зная об этом, загодя готовилась к исходу за пределы Российской империи. Они собирались возродить вольную республику, выкупив кусок территории в одной из стран Востока. Но путь казаков проходил по донской земле, на которой запорожцы успели потерять много людей в стычках с верными государыне донскими казаками. Предполагается, что оставшиеся в живых припрятали свой золотой запас из 32 бочонков, доверху заполненных золотыми дукатами и венецианскими цехинами, в надежном месте, а сами ушли налегке на Тамань, к казакам-некрасовцам.
Но прошли столетия, а «денежный» обоз так до сих пор и не найден.
По преданию в этом городище в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился плененный князь Игорь Святославович – герой легендарного «Слова о полку Игореве». Спустя столетия на этом месте проходила граница между Россией и Турцией, владевшей тогда городом-крепостью Азов. Ходят десятки историй о припрятанных здесь сокровищах монголо-татар и турков, схронах офицеров-корниловцев, «общаке» бандитов с Задонского почтового тракта и прочих тайниках.
Легенды о жутких подземных тварях здешних мест тоже имеют многовековую историю. Согласно древним источникам, еще жители Кобякова городища приносили человеческие жертвы некоему Дракону, периодически выползавшему из земных недр. Образ загадочного бога-ящера многократно встречается среди памятников культуры и археологии европейской части России. Академик Б.А.Рыбаков посвятил ему целую главу в своей книге «Язычество Древней Руси», где, в частности, приводит фрагмент рукописи, в которой сообщается о нападении «крокодилов» на людей: «В лето 7090 (1582)... изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиши Бога по всеи земли. И паки спряташася, а иних избиша». Ученый не сомневается в правдивости летописца, сетуя, что «современная зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера».
В 1450 году венецианский купец Иосафат Барбаро написал книгу о своем пребывании в генуэзско-венецианской фактории Тана (ныне Азов). В то время здесь, в устье Дона, находился оживлённый перекрёсток торговых путей между Европой и Азией. Барбаро провёл в Тане 16 лет, но удерживала его в этих местах не тяга к торговле…
Местные жители из уст в уста передавали легенду о сокровищах аланского царя Индиабу. Когда тот узнал, что на него идет войной татарский хан, то решил спрятать свои сокровища, но так, чтобы никто об этом не догадался. Под предлогом похорон одного из воинов царя, была выкопана могила, в которую сложили ценности, а сверху насыпали огромный курган.
Остаётся только гадать, каким путём донская легенда проникла в Италию. Однако Барбаро был не первым иностранцем, пытавшимся отыскать сокровища аланов: еще до приезда венецианца, в бытность мессира Пьетро Ландо консулом в Тане, туда прибыл человек из Каира по имени Гулдебин, который знал месторасположение клада. Приехав в Тану, Гульдебин принялся исследовать курган, переходя с одного места на другое, и продолжал эту работу в течение двух лет, до самого конца своей жизни. Приметы кургана под названием Контеббе, где якобы были захоронены сокровища Индиабу, ему указала каирская татарка, в чьём роду из поколения в поколение передавалась эта тайна.
Такое косвенное доказательство существования клада ещё больше укрепило Барбаро в намерении отыскать сокровища. Поздней осенью 1437 года с шестью товарищами венецианец приступил к раскопкам кургана, находящегося на берегу реки в шестидесяти милях от Таны. Для этого была нанята сотня рабочих, но вскоре поиски были приостановлены наступившими холодами. Весной следующего года, по заверениям Барбаро, были найдены известные признаки клада, после чего старания были удвоены. «Мы пустились таскать носилки с землей усерднее, чем те люди, которым мы платили, — пишет Барбаро в своих воспоминаниях, — и я как раз стал мастером по носилкам».
По официальной версии, клада в донской дельте Барбаро так и не нашел. Итальянцы уезжали, оставив на месте раскопок огромные ямы и два подземных хода, ведущих вглубь кургана. Словно в насмешку, единственной добычей кладоискателей оказалась часть серебряного сосуда, ручка которого была выполнена в виде змейки. Жало змеи устрашающе направлялось к тому, кто тянулся к серебру. Несмотря на это некоторых исследователей смущают слова в дневнике венецианца: «Мы нашли всё, как было предсказано…» Так и осталось тайной, что же именно нашли кладоискатели...