Темерницкое городище было расположено на левом берегу речки Темерника при впадении ее в р. Дон, вернее сказать, оно занимало весь мыс, образуемый Темерником и Доном, хотя большая часть его тянулась вверх по левому берегу Темерника. Часть его, от мыса, срыта в 1878 г. для проведения железной дороги, устройства удобных спусков, засыпки старого русла Темерника с целью отведения его течения далее к востоку. Остальная часть почти все застроена.
Городище занимало около 5 десятин1) и окаймлялось с восточной и западной сторон глубокими рвами, а от Дона и Темерника — крутыми обрывами. Оно имело вид неправильного четырехугольника, близко подходящего к трапеции.
По чертежам инженера А.Ригельмана (1768 г.), строители крепости св. Дмитрия Ростовского (1860-61 г.) и потом коменданта этой крепости, видно, что внутренняя площадь городища разделялась рвами на четыре части, из которых одна, расположенная в центре, имела круглую форму с круто спускающимися склонами; это была как-бы цитадель, куда жители во время опасности могли укрыться. Остальные части этого укрепления представляют неправильные четырехугольники.
Городище стали разрушать с 1749 г., когда по указу Елизаветы Петровны от 16 декабря разрешено таможню „для сбора портовых и внутренних пошлин” перенести из г. Черкасска на Темерник. Мера эта, во-первых, вызвана тем обстоятельством, что после побед над турками фельдмаршалов Миниха и Ласси (1735-1737 г.г.) все восточное побережье Азовского моря, уступленное Петром І-м Турции, после неудачного Прутского похода, было возвращено России, а потому, естественно, русское правительство старалось поскорее закрепить за собой эту пограничную полосу и возобновить разрушенные крепости Таганрогскую и Азовскую.
Фельдмаршал Ласси при помощи донских казаков во главе с походным атаманом И.М.Краснощековым 4 июля 1836 г. взял Азов и он с тех пор остался за Россией навсегда. Во-вторых: низовье Дона, собственно, г. Черкасск, в мирное время часто посещали турецкие, греческие и итальянские суда, привозившие свое товары, в виду чего устроена была и таможня, главным образом помимо сбора в казну пошлин, следить за не-ввозом запрещенных товаров, как-то: оружия, пороха, спиртных напитков и проч. По настоятельному ходатайству атамана Данилы Ефремова Елизавета Петровна указом от 22 марта 1749 г. разрешила венецианским купцам свободно производить торговлю в г. Черкасске и у Богатого Источника, где ныне г. Ростов на Дону, но скоро спохватилась, что общение казачества с иностранцами в их главном гнезде, в г. Черкасске, небезопасно, а потому таможню и наблюдение за привозимыми товарами следует удалить от казачьей массы и перенести ближе к морю. Место выбрано у устья р. Темерника.
Эта ныне ничтожная и грязная речка в то время была в своем нижнем течении до 50 саж. ширины1) и свыше 3 аршина глубины, так что суда Дона могли свободно в нее заходить и иметь стоянку для разгрузки и нагрузки.
Под таможню отведено было место, занимаемое городищем. Первые насельники, разрушив валы, стали на их месте устраивать пакгауз, для склада товаров, строить хаты, сараи и т.п. Туда же потянулись семьи солдат из крепости св. Анны, бывшей немного выше г. Черкасска, и волна переселенцев из разных мест.
На месте городища в разное время найдено более 40 монет медных, серебряных и золотых босфорских и римских, относящихся к І-ІV в.в. н.э. и другие предметы поздней греческой эпохи, а также изделия местной, более грубой работы.
Но особенно характерными являются две монеты, найденные М.Б.Краснянским, производившим буровые работы по г. Ростову, на Старопочтовой ул., д. № 22, во дворе Сумцова. Первая принадлежит босфорскому царю Тиверию Юлию Евпатору, царствовавшему с 154 по 174 г. н.э. (из сарматской, собственно, аспургианской династии) и вторая — Тиверию Юлию Савромату ІІ (с 174 по 211 г.) 1). Кроме того, на Донской ул. домовладелец Т.Г.Дмитриев нашел мраморную доску с надписью на греческом языке. Археологическая комиссия в 1905 г. установила, что надпись эта относится к ІІ в. н.э. Профессор Латышев перевел ее так:”Богу всевышнему, милостивому посвятили спасенные от великих опасностей (Bi) он Хео(дор), сыновья Фанны и Матвих”.
С устройством Ростовской крепости или крепости св. Дмитрия название Темерницкой таможни исчезает и на том месте уже появляется форштат казаков-доломанов. Это название, вернее — кличка, им дана по следующим обстоятельствам. В 1768 г., по представлению своих вельмож, Екатерина ІІ повелела сформировать из донских казаков два полка, по 500 человек в каждом, и командировать их в распоряжении Азовского и Таганрогского комендантов для защиты этих крепостей и границ русских владений. Часть их была оставлена при Ростовской крепости. Казаков этих нарядили в гусарские полукафтанья — доломаны, отчего в насмешку их стали называть доломанниками или просто доломанами. По возвращению этих полков обратно на Дон, часть их населила нынешнюю Александровскую станицу, а часть поселилась в Усть-Аксайском стане, преобразованном в конце ХVІІІ в. в ст. Аксайскую.
На берегу р. Дона между Средним и Малым проспектами также имеются следы древнего небольшого укрепления, имевшего вид прямоугольника, округленного рвом. Городище это начинается от Верхне-Бульварной улицы и, пересекая Нижне-Бульварную, шло до второго уступа к р. Дону. 2)
Судя по форме найденной глиняной посуды, хотя и не в целом виде, можно заключить, что поселение это относится к римской эпохе и современно, как и Темерницкое, Танаису второму.
Естественно является на сцену самый важный вопрос: какому народу принадлежат эти древние поселения? Современные историки и археологи, основываясь на найденных в этих городищах монетах и других предметах, приходят к заключению, что поселения эти принадлежали грекам, т.е. это были будто-бы все греческие города как в дельте Дона, по берегам Азовского моря и на Таманском полуострове, так и укрепления и фактории в низовьях Дона. Так ли это? Гелланик, один из младших современников Геродота, отмечает, что греки, заводя колонии вне своей страны, становились в зависимости от местных жителей и платили им дань за занимаемую землю, т.е. проще сказать, арендовали землю под свои поселения. Вникнув в смысл этих известий, можно безошибочно сделать вывод, что греческие купцы и ремесленники, но главным образом купцы, а не искатели приключений и завоеватели, приселялись к существовавшим уже местным поселениям, где наводили свои фактории, склады для товара, конторы и т.п. торговые заведения. Вне местных поселений они основаться не могли, т.к. должны были бы иметь для защиты своих владений достаточные вооруженные гарнизоны, сильные крепости и проч. Этого у них не могло быть и не было. Они имели в тех поселениях, городах местных жителей, лишь свои торговые кварталы. Гелланик далее поясняет, что местные жители смешивались с ними, перенимали их язык и культуру и превращались таким образом в полугреков. Он называет их миксэллинами. Следовательно, греки жили совместно с аборигенами страны.
Страбон народ Ас назвал Аспургами, т.е. Асами-горожанами, живущими в городах. А это уже говорит о том, что они были уже не дикари, а имели свою цивилизацию, принесенную с Востока. Они относились к народу сарма или сарматам. Среди них-то поселялись греческие купцы и заводили свои фактории, их охраняли по договору те же Асы или Танаиты; город Танаис 1-й, 2-й и 3-й были не греческие города, а города Танаитов. В них жили греческие купцы и имели свои кварталы. Страбон, современник этого события, ясно говорит, что за восстание танаитов (но не греков) Пелемон разорил их город (Танаис 1.й) и вскоре был убит в стране Аспургов.
Овидий про греческие томитанские колонии говорит, что язык греков, смешанный с туземным, едва сохранил в себе следы греческого.
Гелланик говорит, что эллины превращали местных жителей в полугреков, при Страбоне уже сами греки стали ассимилироваться среди них. Значит, танаитцы по культуре были выше греков, если последние теряли свой язык, живя среди этого народа. Здесь под культурой надо понимать не умение строить изящные здания, делать вазы, изготовлять ткани и разные для экспорта замысловатые безделушки, а мощность духа народа, его духовный, т.е. умственный и нравственный уклад. Всем известно, что греки в І-м веке этим-то уже не отличались, в особенности купцы-торгаши. „А греки бо льстивы суть”, говорит о них киевская летопись. Таковыми они и были в первых веках нашей эры, понятно, в массе своей.
И вот все эти городища низовьем Дона суть не что иное как остатки поселений танаитов, т.е. местных жителей, народа Ас, относящегося к сарматам. Битая греческая и римская посуда, находимая в городищах — это предметы ввоза в эту местность. Предметы вывоза: хлеб, главным образом, кожи, воска, меди, рыбы и др. Монеты были в обращении босфорские. Это уже оставили нам для доказательства своего тут пребывания греческие купцы, как купцы персидские и арабские оставили свои монеты по всему Поволжью. Мраморные плиты с греческими надписями, как непортившиеся от времени, перешли в наши музеи от тех же богатых торгашей.
Приведем для наглядности такого положения один из многих примеров, а именно: в старом городе Черкасске в старое время почти во всех казачьих домах печи были облицованы венецианскими глазированными кафлями с цветными человеческими фигурами на средневековые сюжеты. В некоторых домах такие печи сохранились до настоящего времени. Далее. На старом, городском кладбище, носящем название „Старообрядческого”, лет несколько тому назад можно было видеть несколько десятков больших мраморных плит с длинными армянскими надписями — эпитафиями. Даты надписей относятся к ХVІІІ и началу ХІХ в. Плиты большей частью вросли в землю и едва видны. Будущий археолог, долженствующий родится через несколько столетий или тысячелетий, произведя раскопки на месте г. Черкасска, который к тому времени едва-ли будет существовать, и, найдя несколько венецианских средневековных кафель и плиту с армянской эпитафией, выведет заключение, что там были венецианская и армянская колонии, так как памятников от казачьей жизни он не найдет. Тоже повторяется и современными выводами археологов.