Статфакт: 1 млн тонн угля обходится в одну жизнь шахтера.
200 км – такова общая протяженность горных выработок под Донецком, образующих подземный город, железнодорожный парк которого насчитывает несколько тысяч электровозов. Превратить шахтерский мегаполис в метрополитен – идея активно разрабатывающаяся в Донецке. Однако, по мнению украинских ученых, сделать это будет не так-то просто из-за чрезмерной разветвленности выработок. Но сам факт рождения такой идеи и показатель разветвленности говорят о колоссальных масштабах подземных пространств, искусственно созданных человеком как в городах, так и вне их.
В газете "Аргументы и факты", № 5 1992 г. была перепечатана схема секретных линий московского метрополитена, позаимствованная из американского журнала "Советские вооруженные силы" за 1991 г. Согласно этой схеме общая протяженность секретных линий метро в Москве составляет 112 км. Если к ним прибавить около 300 км обычных линий метрополитена, получается внушительное число. К тому же следует учесть линии коллекторов, в которых проложены инженерные сети: электрические, телефонные кабели, радио- и специальная связь, канализационные коллекторы, газопроводы, горячее- и холодное водоснабжение. Их протяженность в Москве составляет тысячи километров.
Искусственные выработки грунта не только рождают проблему — куда девать вырабатываемый грунт,— но и целый комплекс сложнейших инженерных задач по укреплению оснований зданий и сооружений. Уже сегодня в том же Донецке существует запрет на освоение пластов под центром города: грунт дает постоянную осадку, трещат стены домов, рвутся инженерные сети. В крупных шахтерских центрах, таких как Шахты, Новошахтинск в нашей области, Макеевка, Горловка в Донбассе, нередко отсутствуют планы угольных выработок довоенного времени, поэтому застройка жилых кварталов высотными зданиями с большими удельными нагрузками на грунт чрезвычайно опасна.
Искусственные выработки опасны не только в городской черте. Несколько лет назад случилось серьезное землетрясение в Татарии — районе отнюдь не сейсмическом. В эпицентре сила толчков по 9-балльной шкале Рихтера была 5 баллов. Причина — просадки грунтов на выработках нефти и газа. По этой же причине были приняты решительные меры по прекращению строительства в районе Казани атомной электростанции.
Безусловную угрозу представляют в городах и селах старые подземные ходы. Они возводились когда-то для решения стратегических задач. Например, в Новочеркасске подземные ходы соединяли родовое имение атамана Платова в Мало-Мишкине с атаманским дворцом, дворец — с кафедральным собором, а собор — с поселком Татарка. Так как город стоит на глыбе мягкого ракушечника, это подземные ходы, никак не укрепленные, со временем начали осыпаться. Во избежание неприятностей (многие люди из любопытства пытались проникнуть в подземные переходы) все люки сейчас замурованы. Однако не исключено, что где-то в центре города над "подземками" находятся крупные здания. В случае оседания грунтов они могут оказаться в аварийном состоянии. Отсюда простой вывод: человек, сооружающий подземные тоннели, коллекторы, каналы, должен обязательно оставлять будущим поколениям техническую документацию сооружаемых объектов (планы, чертежи) и заботится об их укреплении (А то вот Платов, негодяй, не заботился, документации не оставил и не укрепил *примечание наборщика).
Кстати, о укреплении шахтных выработок. Применяемые в качестве крепежных стоек лесоматериалы и металл стали сверхдефицитными, особенно после распада СССР. Поэтому шахтеры нередко начинают экономить, делая разреженную сеть креплений и думая только о сегодняшнем дне. Согласитесь, это преступление и перед нынешним, и тем более перед грядущим поколением (*эх, так уж и быть, согласимся!). Не думая о последствиях нашей деятельности, не соизмеряя свои потребности с возможностями и ресурсами природы, мы тем самым нарушаем естественный круговорот в природе, веками установившийся водный баланс. Засыпаем овраги, болота, русла ручейков и малых рек, протекавших когда-то в местах интенсивной застройки. Например, мало кто знает, что знаменитый театр во Львове стоит над группой родников, питающих реку Плотву, а сама река течет под центральной улицей города. В Таганроге значительная часть рек Большая и Малая Черепаха взяты в коллектор. В этом же городе, в самой его центральной части, в квадрате улиц Чехова — Итальянский — Елизаветинская — Капенгаузена когда то был овраг. Его засыпали, и теперь фильтрующиеся из канализационной и водопроводной сети воды сделали свое "черное дело": насыпные грунты оседают, дома разрушаются. Выведено из строя новое 9-этажное общежитие авиационного техникума, детский сад-ясли, несколько жилых домов.
Из 510 км русел московских малых рек уже засыпано 290 км. Мало того, из-за несовершенства водопровода, теплотрасс и канализации ежесуточно уходит в грунт почти 400 тыс. м3 воды! Испаряться она не может, так как вся Москва застроена либо залита асфальтом. Совершенно неожиданно появились трещины на недостроенном здании бывшей Академии наук СССР, что неподалеку от МГУ. Грунтовыми водами подтоплены кварталы подмосковных городов Подольска, Егорьевска. А в Ростове-на-Дону грунтовые воды затопили подвалы театра им. Горького, института "Атомкотломаш" (на Театральной площади) и другие крупнейшие здания в центре города.
В чрезвычайно опасном положении сейчас находится Батайск. В связи со строительством автомобильной и железнодорожной транспортных развязок со стороны Ростова поверхностные воды с городских земель Батайска, имеющих очень малый уклон, теперь отрезаны от Дона. Их усиленная фильтрация подняла и без того высокие грунтовые воды. Затопило все погреба во дворах частного сектора жилой застройки. В огородах и садах начали вымокать деревья и овощи, почва засоляется, деревянные дома гниют. Это результат действия того, что никто из проектировщиков не подумал о режиме грунтовых вод, о последствиях его нарушения.
Неприятные нарушения могут случаться и из-за интенсивной откачки пресных грунтовых вод. В Таганроге, например, откачанные грунтовые воды компенсируются морскими. поэтому в исторической части города, где децентрализованный водопровод использует грунтовые потоки, жители пьют воду, напоминающую по вкусу нарзан. А вот в Московской области откачка грунтовых вод, возросшая за последние 10 лет в несколько раз. привела к понижению уровня грунтовых вод на 50-70 метров и образованию в грунте карстовых пустот.
Неуважительное отношение к подземным структурам дало себя знать и в Ташкенте. Ранней весной 1989 г. медики заметили, что в атмосфере тоннелей станции ташкентского метро происходит что-то неладное. Весной, когда прошли обильные ливневые дожди, дежурные по станциям и машинисты стали жаловаться на головную боль, сонливость, тошноту и резь в глазах. Шестеро машинистов были госпитализированы. При обследовании в токсикологическом центре в крови многих обнаружилось превышение окиси углерода в 6 – 8 раз! В воздухе же тоннелей (это загадка!) окись углерода не выявлена, зато были отмечены высокие концентрации шестивалентного хрома, метана, гексана, пропана. Смешивание их с имеющимися в атмосфере метро окисями азота и сероводорода и дало токсичный эффект. Природу вредных газов раскрыла правительственная комиссия. Ее исследования показали, что на большой глубине, рябом со станцией "Чкаловская", "плещется" море всевозможных нефтепродуктов. Ведь недалеко от линий метро – склад горюче-смазочных материалов и кислот авиазавода, цистерны которого много лет давали утечку. К тому же склад не имел очистных сооружений и канализации. И вот после сильного ливня, скопившиеся на большой глубине нефтепродукты через стыки бетонного тоннеля стали попадать в метро, разлагаться и формировать токсичные смеси газов.
Предположить, что проектировщики и метростроевцы не знали о загрязненности грунтов вокруг новой станции — наивно. Рабочие, возводившие станцию "Чкаловская", рассказывали, как вспыхивала земля от случайно брошенной спички. Но никто по своей безответственности и легкомыслию не придавал этому значения. А теперь это дорого обошлось государству. Пострадали люди, громадные средства были затрачены на расчистку грунтов вокруг станций, к "Чкаловской" добавилась "Сельмашевская", на устройство трех скважин, через которые с грунтовой водой пытаются откачать и нефтепродукты, устройство кирпичных мембран между действующим отрезком линии метро и закрытыми станциями.
Итак, что нужно усвоить из этого раздела? Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила:
1. при производстве подземных (открытых и закрытых) работ сохранять проектную документацию;
2. добычу нефти или газа сопровождать одновременной закачкой воды во избежание образования подземных пустот;
3. интенсивную откачку грунтовых вод для питьевого водоснабжения вести только на ограниченных территориях во избежание образования карста.
Источник: Печатается по ксерокопии книги с не уточненным названием, предположительно "Экология города" или "Экология Ростовской области", автор не известен. C. 82-85