Ростов аномальный - аномалии, чудеса, тайны, загадки Ростова. Сайт о аномальных явлениях в Ростове. Таинственные происшествия, визиты НЛО, археология, все мистическое и непознанное в Ростове. Места силы, аномальные зоны, легенды в Ростове-на-Дону.

Реклама
Опросы
Вера
Во что вы верите?
 В воздаяние за грехи
 Сверхъестественную силу
 Переселение душ
 В приметы
 В Бога
 В гороскопы
 В судьбу
 В существование НЛО и инопланетян
Голосовало : 94
Реклама

В Константиновске живет призрак Разина

Местные жители разгадывают тайны и собирают реликвии казачьего края. Живут еще в глубинке старики, которые сохраняют  рассказы своих предков о событиях, происходивших на родной земле несколько веков назад. Причем ощущают их не как далекую историю, а как собственную жизнь.

— Я не могу это объяснить, — говорит Иван Сидорович Терентьев, которого все называют не иначе, как дед Терентий. — Организьм мне так подсказал. Это желание давит на меня — я должен отдать кому-то все знания.

Поэтому когда  к нему впервые пришел Александр Кошманов, он, словно пророк,  произнес: «Входи, я давно тебя ждал».

Александр Михайлович тоже стремился к этой встрече. С тех самых пор, как прослышал, что в селе Костырки Константиновского района живет 73-летний дед, знающий  все, что происходило в этих местах еще со времен Стеньки Разина. Так началась их то ли дружба, то ли сотрудничество: один рассказывал, другой жадно записывал, боясь упустить даже слово.

— Я пошел на Илы. Вы понимаете, что это такое? — прерывает начатый рассказ дед Терентий вопросом, адресованным ростовским журналистам. –Ну, дно речное. Это переправа, где Степан Разин менял коней и где его встречали казаки. Вот что такое Илы.

Иван Сидорович знает здешние места даже лучше, чем свои пять пальцев. Еще семилетним мальчишкой облазил он всю округу. В 43-м году его дед прятал 40 дезертиров, бежавших кто из плена, кто из окружения. Кормил их. А потом долгими вечерами велись беседы.

Тогда-то Иван Терентьев и начал их запоминать и собирать. Все о казачьем житье-бытье, о славных подвигах, о предательстве. Есть среди них и легенды. К примеру, многим известно, что в здешних местах зарыт клад, который перед пленением Степана ра-зинцы успели спрятать. Много было охотников его отыскать. У деда на этот счет свой сказ.

Будто бы к последнему атаману Запорожской Сечи Петру (фамилию запамятовал)  как-то пришел человек и указал на место, где нужно «копнуть». Тот вместе с сыном копнул и наткнулся на дубовые бревна. Но решили, что место нечистое — и закопали. Через много лет дети все-таки снова разрыли и нашли там котел с золотом.

— Это под Таганрогом было, а ищут все в других местах, — говорит дед Терентий.

Правда, в случае с кладом трудно отличить, где вымысел, а где истина, настолько она обросла слухами. Что же касается событий истории, здесь Иван Сидорович не допускает никаких домыслов, даже несмотря на то, что рассказы передавались из поколения в поколение, как сказки, «из уст в уста». — Я сколько слушал, — говорит  Кошманов, —  подумывал: может, дед присвистывает? А потом в справочниках исторических находил подтверждение.

— Многое, — считает Терентьев, — перевирают современные «летописцы» в угоду меняющейся власти. — А я хочу правду передать.

Красный камень и пинок от Стеньки
Имя Разина священно для местных почитателей истории, а Костырки, где живет Иван Терентьев, для них — особое место. Раньше тут селились казаки, отличавшиеся особым непримиримым нравом. Их называли костыри, что означало особо упертые. Здесь  разинцы останавливались после походов «почистить перышки» и передохнуть, здесь пленили Стеньку. На нем и нарушили главную заповедь казачества «С Дона выдачи нет».

Священным местом для константиновцев является поклонный курган, где раньше стоял Красный камень. Поговаривают, его перетащили Степкины товарищи издалека, потому что в здешних местах камня такой породы нет. Это была многотонная глыба красного цвета. По поверью, на нем сидел Разин и «думку думал». Не так давно камня не стало. Берега, постоянно подмываемые рекой, осыпаются, и, видимо, один из оползней унес камень в Дон. Местные жители пытались его найти, даже водолазы ныряли в реку.

После очередной неудачной  попытки отыскать священный камень шел Александр Кошманов вдоль берега, когда почувствовал пинок в зад. Оглянулся — никого вокруг. Не иначе, как сам Степан передал «привет» незадачливым потомкам, утратившим реликвию.

«Дышу историей родной земли»

Чтобы не растерять  память о прошлом,  Александр Кошманов по крупицам собирает рассказы о жизни, быте, нравах и традициях донских казаков. Записывает воспоминания деда Терентия, его односельчан, своих родственников. Жанр последней книги, «Казачья вольница», определил так: поэма с продолжением.  Хотя это больше походит на белый стих.

— Я не раскладываю события в хронологическом порядке, скорее, нарушаю все общепринятые каноны. И не рифмую, чтобы не упустить  особый стиль повествования, которым обладает Иван Сидорович. Мне хочется передать этот ни с чем несравнимый казачий говор — это мой родной язык, мои корни. Ведь как мы сегодня говорим: брэнд, транш…

Читать его книги и впрямь может только подготовленный человек. Зато в исполнении автора они воспринимаются совсем по-другому: необычная мелодика речи передает и любовь к родной земле, и боль за поруганную честь ее предков. Это не просто пафосные метафоры, а то, чем живет и дышит этот человек. В здешних местах Александр родился, а вот учился в Москве, в институте культуры, и потом еще прожил в столичных краях 14 лет. И Дон, рассказывает, звал его домой все это время.

— Мне постоянно снилась донская волна. Выхожу, а она набегает с шелестом. Когда это чувство накатило впервые, написал поэму «Рождение казака». Через 10 лет новый наплыв, и родилась «Ода Константиновску». Не выдержал, вернулся на родину. Сейчас он работает в отделе культуры специалистом по народному творчеству, организует фольклорные праздники, возрождает казачьи традиции и передает свои знания молодежи.

Те же и атаман

Таких активных подвижников казачьей культуры в Константиновском районе несколько, в том числе атаман юрта Александр Кунаков. Признаться, я с некоторым скептицизмом отношусь к людям, которые сегодня надевают лампасы и бряцают потешным оружием. Но то, с какой убежденностью, при полном отсутствии даже намека на ложный патриотизм с «шашками наголо» этот человек отвечал на мои провокационные вопросы, убеждает в неподдельной его искренности:

— Мы, небольшая кучка людей, таких, как дед Терентий, его односельчане, пытаемся доказать, что действительно существует коренной народ, называемый казаками, который не считаясь со своей головой, отстаивал границы государства российского от внешних врагов. Защищал свои хутора, семьи, а значит, родную землю. Для них честь, достоинство, патриотизм были не пустыми словами. Да, мы не те казаки, но по крови и по роду все передается. Природа, как известно, не любит пустоты — если идеология рухнула, что-то должно ее заменить. Мы пытаемся через народные  песни, фольклор, историю все-таки восстанавливать, лучшие казачьи традиции. А они проявлялись и в демократичном управлении. Что-то не нравилось — выходили казаки на майдан и открыто говорили об этом при всем народе. Сейчас сколько денег тратится на выборы местной власти, а у казаков это было просто —  люб или не люб решало опять же на майдане большинство.  Если уж в чем повинен был атаман, его и отстегать могли при всех на площади. А он еще после этого говорил: «Спасибо, казаки, за науку».

P.S. Живут еще в глубинке старики, которые сохраняют  рассказы своих предков о событиях, происходивших на родной земле несколько веков назад.  И ощущают их не как далекую историю, а как собственную жизнь. Сколько таких чудаков осталось, сможем ли мы понять, что они — настоящая реликвия?

Элла  ВАСИЛЕНКО

Источник: Газета Дона

Страниц: 1
Опубликовано: 04.11.09 | Просмотров: 2843 | [ + ]   [ - ]   | Печать
Реклама
Новости партнеров
По поводу сотрудничества и размещения новостей, семинаров, статей, фотографий, пресс-релизов и рекламы пишите rostovanomal@yandex.ru

Ростов-дон каталог
© 2024 Ростов аномальный - новости в Ростове на Дону